Ваш регион:
Любой регион

Юникло - Как будет «бизнес» по-японски?

Гарантия пожизненного найма, повышение зарплаты за стаж и возраст, коллективное принятие решений, люди как самый ценный ресурс… Это – традиционный подход к бизнесу в современной Японии.

                                     

У каждой страны есть свой уникальный вкус и запах, своя особость и непохожесть, но Япония, похоже, абсолютный чемпион в этом виде спорта. Свою особость и отдельность японцы тщательно охраняют. Политику «сонно дзёи» - самоизоляции Японии от остального мира - официально отменили в середине XIX века. Но даже сейчас, когда границы между странами и культурами становятся все более условными, эта страна напоминает высокотехнологичную мембранную ткань. Япония активно влияет на весь остальной мир, но его влияние тщательно фильтрует.

Вот, например, японская концепция пожизненного найма. Ты приходишь в корпорацию выпускником университета, а уходишь из нее непосредственно на пенсию. И все это время тебе повышают зарплату и продвигают по карьерной лестнице за то, что ты становишься старше и опытней. Ну и за результаты работы, конечно, тоже. Традиция пожизненного найма сейчас считается исконно японской, но мало кто знает, что эта идея родилась когда-то в Америке, но там, как мы с вами понимаем, не прижилась. А японцы подхватили ее, изменили под себя, и у них она действительно заработала!

Спрашивается, как они не сходят с ума: шутка ли – всю жизнь на одном месте? Оказывается, не сходят – спасибо обязательной ротации. Каждые несколько лет сотрудника перебрасывают на новое направление, которое часто к тому же оказывается в другом городе. Но – в рамках родной компании. Скажем, сегодня ты HR-менеджер в Токио, а завтра уже – начальник производства в Киото. И так 5-6 раз за всю карьеру. Так уже интереснее, правда?

Показательно, что японец, отвечая на вопрос о своей профессии, скорее всего, назовет компанию, в которой работает. И любовно скажет о своей фирме «ути» - дом, семья. Отношения в японской компании и впрямь напоминают семейные: младшие сотрудники находятся под неусыпной опекой старших, а авторитет начальника огромен и непререкаем. В том числе и потому, что любой, самый «топовый» менеджер когда-то начинал подъем по карьерной лестнице даже не с первой ступеньки, а практически из подвала. Чтобы потом, обрастая огромным бесценным опытом, шаг за шагом двигаться к вершине.

Виктория Зельднер, Mitsubishi Corp.:

При поступлении на работу более 10 лет назад меня в первую очередь удивило внимательное отношение к новому сотруднику, терпеливое ожидание срока его адаптации и обучения, ведь на тот период у меня не было никакого опыта работы в крупной компании.

Компания-«ути» и впрямь заботится о сотрудниках, как о родных: в крайне бедной природными ресурсами стране люди – самый ценный ресурс. Решения тут принимаются с согласия всех, кого они могут затронуть. Начальство сидит вместе с подчиненными, не отгораживаясь даже символическими перегородками. И обедают все бок о бок – ни о каких вип-столовых для топ-менеджмента тут не слышали. Информация о состоянии дел в компании – открыта для любого сотрудника. Куда идти – цели прозрачны и все понятны. Как идти – корпоративную философию все знают, как «Отче наш». Значит что? Значит, вперед!

Еще одна ключевая ценность японского бизнеса – качество. Здесь говорят, что качество – это состояние сознания и борются за него на каждом шагу. На японских предприятиях сотрудники на общественных началах объединяются в «кружки качества», которые соревнуются друг с другом. Похоже, что идея «кружков» скопирована с советских соцсоревнований – только, как и в случае с пожизненным наймом, здесь она действительно работает! Члены кружков качества должны регулярно вносить предложения по улучшению работы – и они их вносят. Потому что улучшение работы улучшает качество продукции. А качество – см. выше – это состояние сознания.

Юлия Малород, региональный менеджер компании Uniqlo, Россия:

Для меня отличительной особенностью японского бизнеса является, прежде всего, качество и внимание к деталям: каждая деталь важна и может кардинально изменить положение дел; решения не принимаются, пока все детали не ясны; сотрудники задают множество вопросов, чтобы вникнуть в суть насколько возможно глубоко.

Говоря о японском бизнесе, нельзя не сказать об опережающем мышлении.  Титаны японского и международного рынка: Mitsui, Uniqlo, Мitsubishi и другие – недалеко бы ушли, если бы не это постоянно стремление быть на шаг, на полшага, на четверть шага впереди всех, предвосхитить, угадать, улучшить. Девиз одной из крупнейших японских корпораций: «Быть лучшими, а если не лучшими, то другими» - можно смело отнести к японскому бизнесу в целом.

Юлия Малород, региональный менеджер компании Uniqlo, Россия:

Наша компания бережно хранит свои японские корни и следует большинству ключевых особенностей ведения бизнеса. Хотя, например, Uniqlo негативно относится к переработкам и пытается совсем от них отказаться, также поощряются талантливые сотрудники вне зависимости от их возраста и опыта – и наоборот, отсутствуют повышения просто за выслугу лет. 

Японские корпорации-гиганты, выходя на иностранные рынки, может, и рады были бы построить свои представительства полностью по японскому образцу, но другая страна есть другая страна. Другая ментальность, другие традиции – другое всё. Но главное остается неизменным: в любом представительстве любой японской компании в любой точке мира люди – главный ресурс, качество – состояние сознания, и «если мы не лучшие, мы - другие»!

 

×